ГОХУА, чжунгохуа, китайская традиционная живопись минеральными и растительными водяными красками и тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах. Термин "гохуа" - "национальная живопись" возник на рубеже XIX-XX вв. как противопоставление юхуа - "масляной (или сиянхуа - западной) живописи", отличающейся приемами и методами исполнения, привнесенными с Запада. Произведениям гохуа, основанным на соединении живописных и графических приемов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи, свойственны философская глубина, поэтичность, тонкое чувство природы, тяга к вечным темам бытия вселенной. Художники гохуа используют выработанные с древности приемы вовлечения зрителя в творческий процесс, активизации его ассоциативного мышления: обобщение наблюдений по зрительной памяти, повышение роли нейтрального фона, что в сочетании с разомкнутой композицией создает ощущение неограниченного пространства, применение рассеянной перспективы (взгляд на мир с птичьего полета), варьирование творческих манер гун-би и се-и. Характерно сохранение традиционных жанров: жэньухуа (люди), шань-шуй (горы-воды), хуа-няо (цветы-птицы). В кон. XIX - нач. XX в. произведения мастеров Жэнь Бонянь, У Чанши и др., в целом сохраняющие средневековую специфику, отличаются более живым и открытым взглядом на мир. С сер. XX в. в гохуа наметились два направления - традиционное, с привнесением ярких индивидуальных черт, значительным расширением тематики (Ци Байши, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань, Фу Баоши), и синтезирующее, объединяющее ассоциативный язык китайской живописи с европейскими приемами светотеневой моделировки объема, линейной перспективы (Сюй Бэйхун и др.). К кон. XX в. среди множества новых направлений гохуа ведущим остается традиционное.








        
        



выставки
на главную страницу