- 4 -


Огненное Сердце Спешите к сужденному свету Вам дано знать тайны Магия индийского танца
Рериховский вестник Дона     # 5   1999г


СПЕШИТЕ К СУЖДЕННОМУ СВЕТУ
В защиту Культуры под Знаменем Мира

        Как уже сообщала наша газета, 14 и 21 мая в Большом зале Ростовской областной филармонии пройдут заключительные концерты "Мир Рериха" по страницам абонемента "Серебряный век", вызвавшего в музыкальном сезоне 1998/99 года большой интерес публики. Интересно и то, что оба концерта, неожиданно для самих инициаторов - Донского Фонда Рерихов, состоятся в знаменательные даты. 14 мая исполняется 45 лет со дня подписания Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей, в основу которых был положен Пакт Рериха. 21 мая отмечается день памяти выдающегося ученого-востоковеда Ю.Н. Рериха. Казалось бы, случайность, однако даже такое хронологическое совпадение приобретает теперь символический смысл.
        21 мая Концертный духовой оркестр "Дон" (художественный руководитель и дирижер заслуженный деятель искусств России В. Еждик) и солистка - заслуженная артистка России Е. Комарова представят программу, целиком посвященную русской музыке. Здесь прозвучат вокальные и инструментальные сочинения любимых Н.К. Рерихом композиторов: поэтичнейший "Вальс-фантазия" и романс "В крови горит огонь желанья" М. Глинки, яркие, пронизанные народным колоритом, фрагменты из оперы "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, популярные музыкальные картины "Полет шмеля" и "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, песня Леля из его весенней сказки "Снегурочка". "Снегурочка", как и все творчество Римского-Корсакова, мне близка, - писал Николай Константинович. - Сколько замечательного мог дать еще Николай Андреевич, ведь его последние вещи: "Салтан", "Золотой петушок" и "Град Китеж" - шли в восходящем аккорде". Сотни картин, рисунков, эскизы и декорации - целая картинная галерея создана Рерихом по оформлению опер этого композитора.
        Особенной страницей концерта станет, на мой взгляд, знакомство слушателей с поэтическим наследием Н.К. Рериха и его великого индийского друга, поэта, философа и гуманиста Р. Тагора. Стихи Р. Тагора сразу же получили признание Н.К. Рериха: "Исконная любовь к мудрости Востока нашла свое претворение и трогательное звучание в убеждающих словах поэта... Все поверили, и верят, и знают, что Тагор принадлежит не к земному миру условных фактов, но к миру великой правды и красоты". Воздействие книг Тагора, большого художника слова, на Н.К. Рериха было глубоко и многосторонне. Наиболее сильно это чувствуется в стихотворениях Рериха, вошедших в сборник "Цветы Мории". Они по существу написаны тем же стилем - ритмизованной прозой, которая удачно передает самобытность языка и сходство философского мировосприятия двух великих людей. Сходны их произведения и по системе символических образов, особенно увлекал Николая Константиновича образ Великого Наставника.
        Два глубоко почитаемых Рерихом композитора Р. Вагнер и А. Скрябин безраздельно завладеют сознанием слушателей на симфоническом вечере 14 мая. В первом отделении будут исполнены увертюра к опере "Нюренбергские майстерзингеры", вокальный цикл на стихи М. Везендонк и фрагменты из оперы "Тристан и Изольда". Во втором отделении прозвучит "Поэма Экстаза".
        Николаю Константиновичу была близка космичность музыки Вагнера и Скрябина. Все трое рассматривали искусство как путь приближения к высшей, неземной красоте. Живопись Рериха, музыкальные образы Вагнера, светомузыкальные опыты Скрябина являются самыми яркими примерами искусства будущего, искусства Новой Эры, призванного перекинуть мосты между землей и Вселенной на пути к новому уровню космической эволюции человечества. В 1910-х годах Рерих писал декорации к постановкам опер Вагнера в России, в том числе и к опере "Тристан и Изольда".

Н.К. Рерих, "Корабль Тристана"
Эскиз декорации к опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда"

        Это "прекраснейшее произведение всей моей жизни" - так Вагнер называл свою оперу, было окончено в 1859 году. И здесь нельзя не упомянуть о событии, без которого, быть может, мир не имел бы "Тристана и Изольды". В 1852 г. Вагнер познакомился с М. Везендонк. Это была красивая, умная и талантливая женщина. Ее перу принадлежало несколько драм, много сказок для детей и сборник стихотворений. Вся ее поэзия дышит какой-то особой целомудренной чистотой и отражает благородную, мечтательно-возвышенную натуру. Пять ее стихотворений ("Ангел", "Стой", "В теплице", "Скорби", "Грезы") положены Вагнером на музыку. Два романса ("Грезы" и "В теплице") явились эскизами к "Тристану и Изольде".
        Постепенно их дружба перешла в страстную любовь, которой не суждено было осуществиться. Безнадежная, трагическая любовь ассоциировалась у Вагнера с роковой любовью Тристана и Изольды. Вагнер создавал музыку и текст своей драмы с величайшим вдохновением. Так любовь к Матильде Везендонк вылилась в могучий гимн всепоглощающей, но обреченной страсти, в бессмертную поэму любви.
        А летом 1905 года упоенный счастливой любовью, преодолевшей все жизненные препятствия, А.Н. Скрябин с огромным подъемом работал над музыкой и поэтическим текстом своей лучезарной "Поэмы экстаза". "Экстаз" вышел из тех же огненных настроений, которыми проникнут вагнеровский "Тристан", - писала после премьеры одна из петербургских газет, - но цели Скрябина так грандиозны, что настоящая поэма скорее обещание, чем удовлетворение, скорее вопрос, чем ответ". Неслыханное новаторство Скрябина состояло в том, что впервые средствами музыки с такой потрясающей силой был воплощен процесс мистического восхождения от сознания человека к сознанию Бога, соединения со своим высшим Я. Мечтавший об огненном преображении Вселенной, композитор силой своего творчества стремился ввести человечество в экстатическое состояние, с тем, чтобы каждый прозрел в себе Духовное, Высшую Сущность, познал истинную личность.
      "Родимся в вихрь! Проснемся в небо!
      Смешаем чувства в волне единой!
      И в блеске роскошном расцвета последнего
      Являясь друг другу в красе обнаженной сверкающих душ
      Исчезнем... Растаем..."
        В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня первого исполнения в России "Поэмы экстаза". И вот 14 мая Ростовский академический симфонический оркестр и дирижер, заслуженный артист России, В. Хлебников дарят нам новую возможность приблизиться к разрешению загадки этого гениального произведения. "Все связанное с именем Скрябина особенно радует, - писал Н.К. Рерих, - ...Но "Экстаз" Скрябина сохранится среди самых победных достижений".
        Закончить же обзор хотелось бы словами Н.К. Рериха, которые могут звучать своеобразным приглашением-напутствием к предстоящим концертам: "Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Люди делаются не только слушателями, в сердце своем они становятся соучастниками прекрасного действа. Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к сужденному Свету!"

Е. Полупан, музыковед


стр.     1     2-3     4     5     6-7     8  
  на главную страницу