![]() ![]() |
интервью с Владимиром Алексеевичем Долининым Как мы уже сообщали, Ростов-на-Дону в марте-апреле этого года посетил Владимир Алексеевич Долинин, ученый-биолог, человек, который одним из первых открыто возвестил у нас в городе об Учении Живой Этики и великой миссии семьи Рерихов. В марте-апреле он провел встречи и лекционные циклы в различных аудиториях Ростова, Таганрога, Новочеркасска, Азова. Интерес к встречам с В.А. Долининым очень высок и график его выступлений был чрезвычайно уплотнен. Перед отъездом Владимира Алексеевича в Киев, мы обратились к нему с рядом вопросов. - Владимир Алексеевич! Вы выступали в Ростове с лекциями в 1989-1990 г.г. и собирали немалые аудитории. Изменился ли характер вашего слушателя сегодня по сравнению с тем, который вы наблюдали 10 лет назад? За прошедший период произошли большие перемены. 10 лет назад подавляющее большинство жителей Ростова даже не слышало не только об Учении Живой Этики и Тайной Доктрине, но и о своих великих соотечественниках Блаватской и Рерихах. Литературы не было никакой. Отдельные редкие энтузиасты тайком изготавливали фото- и ксерокопии книг Учения, переписывали их от руки, кто как умел, переплетали. Сейчас имена Рерихов и Блаватской широко известны и у многих "на слуху". Появилось множество увлеченных последователей Учения, объединившихся в официально зарегистрированные общества (во многих городах). Издаются большими тиражами прекрасно оформленные книги Учения и множество сопутствующей литературы. В связи с этим существенно изменился и качественный состав аудиторий. Если раньше практически для 100% слушателей были откровением даже самые азы Учения, то сейчас чуть ли не половина их является членами рериховских обществ и групп, широко эрудированна в данном вопросе и довольно глубоко разбирается во многих сложных аспектах Учения. Не берусь делать широкие обобщения и сопоставления, но первое впечатление такое, что ростовчане значительно активнее многих своих единомышленников в других городах страны. - На этот раз целью Ваших выступлений, особенно среди последователей Рерихов, является не только раскрытие сути Учения Великих Учителей, но и попытка перевести культурное движение под Знаменем Мира в более практическую плоскость, придать этому движению дополнительный динамизм. Насколько Вы оцениваете успех в данном направлении? Можно ли ожидать некоторого подъема? Главные задачи, стоящие перед рериховцами - расширение сознания людей, изменение их мировоззрения и, в конечном счете, содействие духовной и нравственной эволюции человечества. Но ведь сходные задачи ставили перед собой и церковь, и, несколько в ином виде, государство. Они бились над решением этих задач на протяжении всей истории существования человечества, имеют огромный опыт, огромный штат идеологов и исполнителей, отработанную методологию и немалые финансовые средства. Но, ни смотря на это, успехи их более чем скромны. Да, за многие тысячелетия нашей истории было немало святых, духовных подвижников, героев, высокодуховных и высоконравственных людей. Однако в целом духовность и нравственность человечества, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Где же гарантия, что рериховцы справятся с этой задачей лучше своих предшественников? Ведь у них нет ни многотысячелетнего опыта, ни разработанной и испытанной методологии, ни достаточной численности сотрудников, ни каких бы то ни было денежных средств! Единственное преимущество рериховцев (да и то потенциальное) - это возможность привлечения в союзники современной науки, которая уже вплотную подошла к изучению Тонкого Мира, тонких энергий и тонких видов материи. (Кстати, научные доказательства крайне необходимы и церкви). Отсюда главная задача рериховцев в настоящее время - стимулировать развитие научных исследований в данном направлении, отыскивая в научной среде своих единомышленников и предлагая свою помощь и сотрудничество. Для повышения эффективности своей деятельности по всем направлениям аналогичная работа должна проводиться во всех властных, управленческих и информационных структурах. Кроме того, крайне необходимо изыскивать возможности контактов с представителями православной церкви, постоянно памятуя о том, что задачи у нас одни. Различаются лишь сферы влияния. У рериховцев - грамотная, рационально мыслящая, скептически настроенная часть общества, доверяющая только научным доказательствам и способная понять сложные аспекты Истины. А у служителей церкви - в основном малограмотные массы, довольствующиеся церковным авторитетом, и нуждающиеся в упрощенном, популярном изложении глубоких и сложных Истин. (На это указывал Христос, когда говорил - "Вам дано знать Тайны Царства Божия, а тем внешним все бывает в притчах"). - Что по Вашему чаще всего мешает людям проникать в истины своего духовного бытия и что препятствует им в движении к самопознанию и служению Общему Благу? Основное и практически непреодолимое препятствие, - бытующее и активно культивируемое мировоззрение. Сформировавшееся на Западе миропонимание, явно или скрыто, базируется на стремлении к удовольствиям, без которых, якобы, - невозможно счастье. Но удовольствия преходящи, т.е. ограничены сроком действия. С окончанием удовольствия автоматически прекращается и "счастье" ("брюхо добра не помнит"). Все попытки продления удовольствий приводят к пресыщению и необходимости поиска новых их вариантов. Ввиду огромного спроса на удовольствия все они, как правило, "дорого стоят", то есть требуют больших затрат времени, сил и средств. Погоня за удовольствиями и средствами их приобретения в подавляющем большинстве случаев действует на человека разрушительно, лишая его душевного покоя, свободы, независимости, чести, совести, здоровья, а то и самой жизни, т.е. приводят к результату, обратному от ожидаемого. Упомянутые частые издержки многократно усиливаются издержками общими - преступностью, наркоманией, алкоголизмом, войнами и т.д. Государство радикально изменить ситуацию бессильно, т.к. "постоянно растущие потребности" его граждан всегда опережают возможности их удовлетворения, в результате чего граждане постоянно неудовлетворенны (несчастны). Таким образом, продекларированная цель жизни не только в принципе недостижима, но и постоянно подменяется своей противоположностью. Внушаемая в дополнение к этому убежденность в смертности всех живущих делает абсолютно бессмысленным не только обсуждение вопроса о смысле жизни, но и саму жизнь в любых, даже самых прекрасных и возвышенных ее проявлениях. Следовательно, главной задачей всегда было и остается: А) Формулировка и обоснование истинной цели человечества. Б) Формирование на ее основе принципиального нового мировоззрения. - Не секрет, что большинство россиян сегодня со страхом смотрят в завтрашний день. Даже ближайшее будущее чревато для нас неожиданностями. Что по-вашему должен понять каждый здравомыслящий человек и что ему следовало бы практически предпринимать, чтобы уверенность в будущем вернулось к нам? Главные причины человеческих несчастий: уверенность в своей смертности (в однократности жизни); стремление к ошибочно выбранной и недостижимой цели (к "счастью"), т.е. неверное мировоззрение, как уже было сказано. Следовательно, для избавления человечества от несчастий и страхов необходимо помочь ему это мировоззрение изменить - в частности, доказать (при помощи науки), что: 1. Человек бессмертен. 2. Мы приходим на Землю не за "счастьем", а за трудностями. Главный смысл и цель человеческой жизни - духовное совершенствование (необходимое, опять же, не как самоцель, а как средство непрерывного творчества и помощи другим). Совершенствование это выражается в развитии и утончении духовных качеств (любви к людям, самоотверженности, мужества, воли, устремленности, преданности, терпимости, соизмеримости, сдержанности, равновесия и т.д.). Развить любое из этих качеств можно лишь в процессе преодоления соответствующих житейских трудностей (другого способа просто не существует). ("Благословенны трудности, ибо ими растем"). Существует множество примеров двух людей, живущих одинаково тяжелой жизнью и отличающихся лишь своим мировоззрением. Тот, у кого цель жизни - "счастье", проклинает трудности, жалеет себя, жалуется, пытается этих трудностей избежать. В итоге - непреодолимые трудности продолжают его отягощать; не напрягаемые в преодолении трудностей качества не развиваются (т.е. человек не только не достигает поставленной цели ("счастья"), но и постоянно подменяет эту цель ее противоположностью (несчастьем). Тот же, кто понимает, что пришел сюда за трудностями, мужественно и оптимистично их преодолевает. В итоге, он - преодолевая трудности, от них же и избавляется; напрягая в процессе преодоления трудностей свои качества, развивая их (выполняя, тем самым свое предназначение). При этом не ставит своей непременной целью счастье, но этого счастья достигает (и от трудностей избавился, и рад результатам труда). И здесь обнаруживается парадокс - стремящийся к счастью - несчастлив; стремящийся к преодолению трудностей - счастлив. - За месяц Вашего пребывания в Ростовской области Вам довелось общаться со многими участниками рериховского движения и самостоятельных творческих групп. Исходя из увиденного, что бы Вы порекомендовали коллективу Донского Фонда Рерихов и другим рериховским организациям в плане совершенствования своей работы? Беды у всех рериховцев общие: недостаток любви к людям; многоликая самость; нетерпимость к другим мнениям и взглядам. Неизбежные следствия - ссоры, раздоры и разъединения; малая эффективность и результативность внешней (и внутренней) реальности. Единственная рекомендация - применять теоретические знания Учения в реальной жизни и учиться общинности и взаимной терпимости в процессе конкретной и полезной людям работы. - Спасибо за дружеские пожелания. Будем надеяться, что Вы станете частым гостем для ростовчан, а может и больше, чем гостем. С В.А. Долининым беседовал В. Журавлев
|